Система спасения пассажиров самолета
Бесплатно в связи с окончанием действия патента
Полезная модель относится к области спасения жизни людей на самолетах и может быть использовано в самолетостроении и гражданской авиации.
Во время полета на пассажирском самолете для эвакуации пассажиров на случай авиакатастрофы в воздушном пространстве не предусмотрено никаких возможностей спасения их жизни, люди становясь пассажиром самолета заведомо лишаются этой возможности, ничего не могут предпринять в указанных случаях и становятся практически заложниками самолета на все протяжение полета (на земле и на воде люди имеют хоть какие-то шансы на спасение). Таким образом, система спасения пассажиров самолета является необходимым элементом оборудования пассажирских авиалайнеров для обеспечения безопасности людей на время полета.
На чертежах цифрами обозначены
1 – салон (корпус) самолета
2 – пол
3 – выпускной люк
4 – пассажирское кресло
5 – основной парашют
6 – ремни пристегивания пассажира к парашюту
7 – запасной парашют
8 – основной ремень безопасности, пристегивающий пассажира к пассажирскому креслу
9 – размыкатель основного ремня безопасности
10 – размыкатель замков крепления основного парашюта к спинке пассажирского кресла
11 – тросик в оболочке
12 – механизм принудительного выкатывания пассажирских кресел
13 – направляющие
14 – силовая цепь (двойная, тройная и пр.)
15 – привод(звездочка) двигателя
16 – опорный и поддерживающий ролики
17 – узел крепления ножки пассажирского
18 – салазки кресла
19 – переходное соединение
20 – резьбовое соединение
21 – гайка
22 – подшипник левый
23 – подшипник правый
24 – держатель опорных и поддерживающих роликов
25 – болт крепления направляющей
26 – зацепы
27 – радиомаяк
28 - контейнер жизнеобеспечения
29 – крепление тросика
30 – защитный чехол
31 – пассажир
32 - фасонная пружина
33 - распорный стальной шарик
34 - гибкая шпилька
35 - верхняя и нижняя накладки
36 - корпус размыкателя
37 - крепежные винты
38 – крепление
39 - кнопка включения механизма принудительного выкатывания пассажирских кресел
Система спасения пассажиров самолета, содержит салон (корпус) самолета с выпускными люками, пассажирские кресла, размещенные с возможностью выкатывания последовательно внутри упомянутого салона (корпуса) самолета, механизм выкатывания пассажирских кресел из салона (корпуса) самолета и раскрывающиеся парашюты, пассажирские кресла размещаются в продольные салону (корпусу) самолета ряды с возможностью принудительного выкатывания последовательно в каждом ряду к выпускным люкам, каждое пассажирское кресло имеет спинку с встроенным основным парашютом, радиомаяком и ремнями пристегивания пассажира к парашюту, сидение с встроенным в него запасным парашютом, контейнером жизнеобеспечения и ремнями пристегивания пассажира к парашюту, основной ремень безопасности, пристегивающий пассажира к пассажирскому креслу, с размыкателем основного ремня безопасности, размыкатель замков крепления основного парашюта к спинке пассажирского кресла и тросик в оболочке, при этом количество механизмов принудительного выкатывания пассажирских кресел равно количеству продольных салону (корпусу) самолета рядов пассажирских кресел и каждый из упомянутых механизмов принудительного выкатывания пассажирских кресел устанавливается в полу салона (корпуса) самолета и включает направляющие, силовую цепь, электродвигатели, опорные и поддерживающие ролики, причем все пассажирские кресла крепятся узлами крепления ножек пассажирского кресла к направляющим механизма принудительного выкатывания пассажирских кресел и к силовой цепи посредством салазок. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Из чертежей на Фиг. 1 и Фиг. 2 видно, что конструкция направляющих и силовой цепи для различных вариантов размещения выпускных люков различна и практическая реализация не вызывает затруднений.
Число упомянутых рядов пассажирских кресел 4 равно числу механизмов 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел, которые устанавливаются в полу 2 салона (корпуса) самолета 1.
Предлагаемая система спасения пассажиров самолета
работает следующим образом.
При посадке в самолет пассажиры надевают спасательный жилет, пристегиваются к пассажирским креслам 4 (Фиг. 3) ремнями 6 пристегивания к основному и запасному парашютам 5 и 7, а также основным ремнем безопасности 8, пристегивающим жестко к пассажирскому креслу 4, подгоняют их натяжение, подгоняют кислородную маску (на время полета ремни можно расстегнуть, и вновь пристегнуть по команде пилота, хотя это несколько увеличивает риски гибели в случае резкого изменения ситуации, т. е. внезапной катастрофы).
Перед полетом проводится инструктаж пассажиров о правилах пользования системой спасения пассажиров самолета. При возникновении ситуации с необходимостью эвакуации пассажиров из салона (корпуса) самолета пилот выполняет действия согласно инструкции РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) (если есть такая возможность) предупреждает пассажиров об эвакуации (пассажиры застегивают спасательные жилеты, надевают кислородные маски, если в них есть необходимость, застегивают нагрудные и ножные ремни парашютов), опускает самолет в нижние слои атмосферы, снижает скорость, включает сигнал SOS по радио, открывает выпускные люки 3, предназначенные для осуществления отделения (сброса) пассажирских кресел с пассажирами от салона (корпуса) самолета 1 и включает механизм 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел.
Силовая цепь 14, в зацепление с которой входят пассажирские кресла 4, приводится в движение приводами двигателей 15 в виде двойной звездочки (фиг. 5) из кабины пилотов кнопкой включения механизма принудительного выкатывания пассажирских кресел 39, и перемещает пассажирские кресла 4 на салазках 18 (Фиг.6) по направляющим 13 механизма 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел к выпускному люку 3 (Фиг. 4). Для обеспечения движения силовой цепи 14, уменьшения трения и прилагаемого усилия предусмотрены опорные и поддерживающие ролики 16.
Для увеличения усилия и предотвращения разрыва силовой цепи 14 от перегрузки, двигателей 15 устанавливается несколько (Фиг. 5) по линии движения силовой цепи 14
(например, один двигатель на 10 поперечных рядов пассажирских кресел).
У выпускного люка 3 из салона (корпуса) самолета 1 (Фиг. 4) ножки пассажирского кресла 4 выходят из направляющих 13 механизма 12 принудительного выкатывания кресел и, высвобождаясь от фиксации, отделяются от силовой цепи 14, выходя зацепами 26 салазок 18 из пазов силовой цепи 14, после чего пассажирское кресло 4 с пассажиром начинает вылетать из салона (корпуса) самолета 1.
Далее тросик в оболочке 11, прикрепленный жестко к силовой цепи 14 и соединенный с размыкателем 9 основного ремня безопасности 8, пристегивающий пассажира к пассажирскому креслу, размыкателем 10 крепления основного парашюта 5 к спинке пассажирского кресла 4, отсоединяет основной ремень безопасности 8, пристегивающий пассажира к пассажирскому креслу, и крепления основного парашюта 5 к спинке пассажирского кресла 4, после чего вместе с силовой цепью 14 перемещается под полом 2 салона (корпуса) самолета 1. Тросики крепятся с двух сторон кресла с внутренней стороны для удобства монтажа, соответственно по два на каждую сторону (один к размыкателю 9 основного ремня безопасности 8, второй – к размыкателям 10 основного парашюта 5). Основной парашют 5 соединяется с размыкателями 10 посредством ремешков, пришитых к ранцу.
Пассажир с основным и запасным парашютами 5 и 7, контейнером жизнеобеспечения 28 отделяется от пассажирского кресла 4, тросик, соединяющий гибкую шпильку ППК (ААД), натягивается и выдергивает гибкую шпильку, включая ППК (ААД) и радиомаяк, и через выпускной люк 3 салона (корпуса) самолета 1 свободно перемещается в воздушное пространство. Через несколько секунд (3-5 в зависимости от настройки автоматики раскрытия парашюта) раскрывается основной парашют 5. Если по какой-то причине основной парашют 5 не раскрывается, то автоматически срабатывает механизм отстегивания основного парашюта и открытия запасного ( система Cypres, Vigil и пр.). У пассажира имеется возможность ручного открытия основного парашюта 5 при помощи кольца, а также самостоятельного отстегивания основного парашюта и раскрытия запасного парашюта 7. Если основной парашют раскрылся и работает нормально, механический прибор на запасном парашюте отключается автоматически.
При выкатывании пассажирских кресел 4 с пассажирами из салона (корпуса) самолета 1, пилот, если есть возможность, устанавливает положительный угол атаки самолета (носом вверх), производит сброс груза и пассажиров по направляющим 13 механизма 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел, закрепленным в полу 2 салона (корпуса) самолета 1 без включения двигателей 15 механизма 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел для эвакуации, - в этом случае привод работает вхолостую.
В случае, если пилоты не смогут эвакуировать пассажиров организовано (взрыв, развал самолета на части) пассажиры используют парашют 5 (7) по обстановке – при разрыве направляющих 13 механизма 12 принудительного выкатывания пассажирских кресел салазки 18 расстопариваются автоматически и пассажирские кресла 4 покидают части салона (корпуса) самолета 1 в любом случае (вращение, боковое падение, кручение и прочее) за счет центробежных сил и ускорения.
Скорость движения механизма выкатывания во время эвакуации пассажиров от 1 м/сек. В зависимости от обстановки скорость перемещения механизма можно уменьшить, чтобы увеличить расстояние между людьми находящимися в воздухе. При скорости выброса 1м/сек и средней скорости самолета 300-400 км/час (100-120 м/сек) расстояние между пассажирами по горизонтали достигает 100-120 м. Т.о., эвакуация пассажиров даже самого большого лайнера займет от 1 до 5 минут. При суммировании полной оснастки и оборудования, вес каждого пассажироместа увеличится в среднем на 10 кг, что в соотношении с расчетным весом человека ничтожно и на грузоподъемность самолета существенного влияния не окажет (в крайнем случае, можно уменьшить грузо-багажную нагрузку, что для обеспечения безопасности пассажиров явно приемлемо).
Если человек при приземлении попадает на воду, то он может воспользоваться надувной лодкой (МЛАС-1) из контейнера жизнеобеспечения, переодеться в теплый комбинезон, при необходимости подать сигнал фонариком и свистком. При приземлении радиомаяк должен находиться у пассажира.
Осуществление предлагаемого технического решения практически незатратное, основано на доработке имеющихся конструкций пассажирских самолетов и не меняющее внешний вид и основную конструкцию летательного аппарата и, практически, не уменьшающее его грузоподъемность. Может применяться на любом виде пассажирских самолетов.
На данный момент комментариев нет.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии и оценки.